Йога и аюрведа - это две стороны одной монеты

В нашей западной культуре люди используют йогические асаны как инструмент для того, чтобы сделать свое тело гибким и полным сил. И действительно, вряд ли найдется практика, которая подходила бы для этого лучше. Однако, традиционно эти позы - часть большого духовного пути.

Йога - совершенная наука для очищения сознания. Чистый ум не подвержен стрессам, и залогом здоровья тела является здоровое сознание. Прямая зависимость здоровья от умиротворенности сознания неопровержима, и если разум человека чист, то он осознает свою духовную природу. Аюрведа говорит, что всякая болезнь - это следствие того, что мы забыли о том, что мы - духовные существа. Аюрведа и Йога позволяют человеку получить непосредственный опыт, который поможет восстановить его истинную природу.

Они тесно связаны между собой и, в определенном смысле, это две стороны одной монеты. Фактически, Аюрведа является целительской стороной Йоги, а Йога - духовной стороной Аюрведы. Вместе они являют совершенный путь гармоничного сосуществования тела, ума и души.

Если вы занимаетесь хатха-йогой, то даже небольшое знакомство с Аюрведой поможет вам улучшить свою практику и достичь внутренней гармонии и уравновешенности. Использование определенной диеты, трав, ароматов и йогических асан, полезных для одного человека, у другого может вызывать еще больший дисбаланс энергий.

Знание о конституциональном равновесии (балансе между Вата, Пита и Капха дошами, о которых говорит Аюрведа) позволит практикующему йогу использовать именно те асаны, которые будут благотворно влиять на его здоровье и состояние.

Люди с разбалансированной Вата-дошей часто бывают слишком подвижными и суетливыми. Они могут страдать от потери веса, пониженного иммунитета. У них часто мерзнут руки и ноги, случаются запоры, они подвержены нервозности и различным беспокойствам. Таким людям лучше всего подходят успокаивающие, устойчивые асаны - например, такие, как поза дерева (Vrksasana) или поза горы (Tadasana) - они помогут уменьшить беспокойство.

Асаны, при которых сжимаются мышцы таза (Pascimottanasana) помогут избавиться от запоров, а асаны силы (Bakasana) улучшат циркуляцию крови. Быстро сменяющиеся позы (например, повторение приветствия Солнца - Сурья Намаскар) могут, напротив, усилить нервозность, и даже повредить связки, если делать их без должной сосредоточенности и внимания к деталям. Подходящие асаны восстановят баланс, а неподходящие - вызовут еще большее его нарушение.

Те, у кого разбалансирована Пита-доша, имеют тенденцию страдать от избытка огня в своем теле. Они страдают от жары и проблем с кожей - прыщей, псориаза. Также у них часто бывает понос, коньюктивиты и болезни печени. Для равновесия им необходимы асаны, успокаивающие и охлаждающие глаза и ослабляющие силу солнца, и не подходят асаны, усиливающие солнечную энергию, так как они могут вызывать повышение температуры тела. Поза кобры (Bhujangasana) и поклон (Dhanurasana) являются примерами асан, рассеивающих излишек тепла.

Люди с дисбалансом питы должны стараться не перегреваться, практикуя йогу. Таким людям не нужно заниматься аэробикой и нельзя делать “перевернутые” асаны, так как они могут привести к инсульту.

Люди с избытком Капха-доши обычно имеют лишний вес, медлительны и много потеют. Они страдают от ожирения, застойных процессов, скопления слизи в теле, заторможенности. Им подходят стимулирующие, согревающие упражнения. Активное движение полезно для них, но они должны начинать медленно постепенно увеличивать нагрузку.

Приветствие Солнца, как становится ясно уже из самого названия, является согревающим комплексом и, будучи выполняемым регулярно, пожалуй, лучше всего походит людям с дисбалансом капхи. Активная природа этого комплекса избавляет от заторможенности и помогает сбросить вес.

Асаны, расширяющие грудь, улучшают дыхание и уменьшают застойные явления. К ним относится перевернутая поза поклона (Urdhva Dhanura) и поза моста (Setu Bandha Sarvangasana). Медитативные асаны могут усилить дисбаланс капхи, поэтому нужно использовать активные позы, чтобы избегать увеличения сонливости.

Сами по себе йогические асаны не являются полной программой исцеления. Они - лишь часть процесса, и для уравновешивания тела и ума и нужно использовать все средства древнеиндийской медицины. Сюда входит надлежащая диета, лечение травами, ароматерапия, цветотерапия, медитация, очищение организма от токсинов, омоложение и гармоничный образ жизни.

Следование принципам Аюрведы создает оптимальные условия для исцеления тела. В таких условиях тело может максимально раскрыть свой потенциал. Древнеиндийская медицина говорит: где гармония, там и здоровье, а где дисгармония, там и болезни. Древнеиндийская медицина и Йога объединяются, чтобы вести человека к здоровой и гармоничной жизни.

Патанджали, автор Йога-Сутры, дал нам йогу как путь к просветлению. Он сказал: “Мы постепенно должны пройти все ступени йогической практики”. Йогические асаны - это только один шаг в процессе подготовки тела, способ управления энергиями, которые приходят в процессе духовной практики.

Асаны, наряду с надлежащим образом жизни (включающим правильную диету, дисциплину, определенные ограничения) являются фундаментом для духовного роста. И чем прочнее этот фундамент, тем более глубокая духовная практика может стать его результатом.

И Йога, и Древнеиндийская медицина в числе своих методик используют медитацию и дыхательные упражнения. Медитация может быть средством как исцеления, так и духовного поиска. Аюрведические техники сосредоточены на лечебном аспекте медитации, а Йога - на ее духовном аспекте.

Медитация очищает ум и расслабляет тело, и это приводит к исцелению и просветлению. Существует много форм медитации, и все они являются инструментами, которые помогают практикующему достичь желанного результата. Одним подходят одни методики, другим - другие, но, так или иначе, все медитативные практики могут быть ценными и полезными инструментами для соответствующего человека.

Исцеление с помощью Йоги и Аюрведы - это долгий путь. Это не волшебная таблетка быстрого действия. Это исцеляет нашу глубинную природу, и путь к такому исцелению лежит через трансформацию сознания.

Это обучение жизни в гармонии с природой. Когда человек занимается такой практикой, он растёт и развивается. Уходят стрессы, рассеиваются вредные эмоции, нет больше горя, радость возвращается в нашу жизнь. Наша внутренняя энергия нарастает, и наши глаза излучают сияние, которое и есть сама жизнь.

Йога и Аюрведа
Согласно Аюрведе, практика Йоги является духовной наукой и она есть важное естественное предупреждающее средство, гарантирующее долголетие. Аюрведа и Йога – науки-сестры. В Индии существует традиция изучать Аюрведу перед принятием практики Йоги, поскольку Аюрведа – это наука о теле, и только тогда, когда тело становится пригодным, считается, что человек готов изучать духовную науку Йоги.

Йогическая практика описана отцом Йоги Патанджали. Она весьма способствует поддержанию хорошего здоровья, благополучия и долголетия. Патанджали описал 8 разделов Йоги и йогической практики: естественное регулирование нервной системы, руководство к очищению, позы тела, концентрация, созерцание, пробуждение сознания и стадия совершенного равновесия.


Йога приводит человека к естественной позиции спокойствия и уравновешенности

Йогические упражнения имеют как предохранительное, так и целебное значение. Йогическая практика помогает достичь естественного порядка и баланса на обменном и нейрогормональном уровнях, усовершенствовать эндокринный обмен, создавая, таким образом, заслон против стресса. В лечении стрессов и связанных с ним заболеваний (гипертония, диабет, астма, ожирение). Йогическая практика дает замечательный эффект.

Йога – это наука о союзе с Изначальным Существом

Аюрведа – это наука о существовании, о повседневной жизни. Когда йоги делают обычные позы и следуют обычным предписаниям, они открывают энергии, которые скапливаются и застаиваются в энергетических центрах, и дают им движение. При застое эти энергии создают различные болезни. Йог может временно страдать от физических и психологических нарушений, поскольку в системе йогического очищения ума, тела и сознания происходит выход болезнетворных токсинов. Используя аюрведическую диагностику и лечение, йоги эффективно борются с этими нарушениями.

Аюрведа указывает какой тип Йоги подходит для каждой личности, согласно индивидуальной конституции. Например, человек Питта конституции не должен делать стойку на плечах более одной минуты, иначе могут произойти ментальные нарушения. Аналогично, люди Вата конституции не должны долгое время делать стойку на плечах, поскольку эта поза создает слишком большую нагрузку на седьмой шейный позвонок. Этот позвонок очень чувствителен, и при тонкой костной структуре Вата конституции нагрузка на него может привести к смещению в позвоночном столбе. Подавленный гнев будет смещать шейный позвонок вправо, а подавленный страх сместит позвонок влево. Люди Капха конституции не должны делать позу скрытого лотоса продолжительное время, ибо эта поза создает прямое давление на надпочечную железу.

Источник:
http://ezotera.ariom.ru

!